О Лидии Михайловне Лотман

  

Лидия Михайловна Лотман принадлежит к тому поколению и к тому кругу заслуженных сотрудников Пушкинского Дома, которые во многом определяли и содержание институтской филологической традиции, и облик отечественного литературоведения во второй половине XX столетия. Историко-литературная наука этой поры была разнонаправленной и многообразной, но одна особенность сообщала ей и известное единство, и уже едва ли повторимое своеобразие: тяготение к изучению больших идейно-художественных явлений, центральных литературных фигур, а равно и к крупным формам исследовательского творчества. То, что Л. М. Лотман сделала в науке о русской литературе, вполне способно олицетворять филологический облик эпохи.

Закончив в 1939 г. филологический факультет Ленинградского университета, Л. М. Лотман поступила в аспирантуру Пушкинского Дома. Занятия в аспирантуре были прерваны войной, эвакуацией, работой в военном госпитале и детском доме. Лишь к концу войны Л. М. Лотман смогла восстановить аспирантский статус, продолжить и завершить работу над кандидатской диссертацией «А. Н. Островский и натуральная школа 1840-х годов», которую защитила в 1946 г. Последовавшие за этим исследованием многолетние занятия русской театральной литературой и наследием А. Н. Островского увенчались в 1961 г. завершением и изданием монографии «А. Н. Островский и русская драматургия его времени», которая в течение нескольких десятилетий занимала одну из ведущих позиций в научной литературе о классической драме и создателе русского театрального репертуара.

1950-1980-е гг. не были временем, которое вполне благоприятствовало свободе и цветению филологической культуры. Тем удивительнее то не во всем разгаданное обстоятельство, в соответствии с которым именно в эти десятилетия получил завершенные, а в ряде случаев и совершенные формы один из вершинных жанров научного литературоведения — полное академическое собрание сочинений писателя-классика. В истории Пушкинского Дома немного найдется ученых, имена которых были бы неотделимы от всех многотомных академических изданий русской литературы XIX в., вышедших из его стен в этот хронологический период. Невозможно переоценить тот вклад, который Л. М. Лотман внесла в подготовку и научное обеспечение полных собраний сочинений М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, И. С. Тургенева (1-е и 2-е изд.), Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского. Отрадно отметить, что сегодня издательство «Наука» готовит к печати VII том академического Полного собрания сочинений А. С. Пушкина («Драматургия»), в работе над которым Л. М. Лотман сыграла значительную и благотворную роль. Опыт искушенного текстолога, энциклопедически образованного комментатора, чуткого к слову редактора принадлежит к числу отменных достоинств юбиляра.

Вторая половина XX в. стала в Пушкинском Доме не только эпохой расцвета академических собраний сочинений, но и временем многотомных общих и проблемно-тематических «историй». «История русской литературы» в 10 т. (1941-1956), «История русской литературы» в 4 т. (1980-1982), «История русского романа» в 2 т. (1962-1964), «История русской поэзии» в 2 т. (1968-1969), «Русская повесть XIX в.» (1973), «История русской драматургии» в 2 т. (1982-1987) — таков перечень основных институтских изданий этого профиля, и этот перечень в большой степени пересекается со списком печатных работ Л. М. Лотман. О том, насколько важным было участие исследовательницы в этих коллективных трудах, говорит тот факт, что в «Истории русской драматургии» она выступает не только в качестве автора ключевых разделов, но и в качестве главного редактора издания, а в четырехтомной «Истории русской литературы» ее перу принадлежат такие определяющие главы, как «Натуральная школа и проза начала 1850-х гг.», «И. С. Тургенев», «И. А. Гончаров», «А. Ф. Писемский», «Ф. И. Тютчев», «А. А. Фет», «Драматургия 60-70-х годов», «А. Н. Островский», «А. В. Сухово-Кобылин».

Широта историко-литературного кругозора побудила Л. М. Лотман избрать предметом докторской диссертации не одну, хотя бы и масштабную, проблему, и не одну, хотя бы и великую, писательскую индивидуальность. В кругозоре ученого оказалась совокупность центральных проблем центральной эпохи XIX столетия, а диссертация на соискание докторской степени, защищенная в 1972 г., получила название «Русская художественная проза 1860-х гг.». За этим сдержанным заглавием — необозримый материал и неисчерпаемое богатство содержания. На основе диссертации выросла самая известная, получившая наибольшее читательское признание книга Л. М. Лотман — «Реализм русской литературы 60-х гг. XIX в. (1974).

Научные журналы и сборники, коллективные монографии, иные издания, на страницах которых выступала и выступает Л. М. Лотман, невозможно перечислить в кратком обозрении. Назовем еще только не каждому, может быть, знакомую монографию исследовательницы о поэте, к творчеству которого она на протяжении многих лет питает особую склонность и привязанность, — «А. А. Фет. Жизнь и творчество» (книга вышла на анг. языке в Бостоне, США, в 1976 г.).

Столетняя история Пушкинского Дома — это далеко не только история научных изданий, мемориальных коллекций и творческих исканий. Это еще и история особых людей. Среди них неповторимым достоинством отмечен образ Л. М. Лотман, талантливейшего ученого, неутомимой труженицы, острого наблюдателя жизни, заинтересованного и всегда интересного собеседника, хранительницы классических черт петербургской интеллигенции.